Вся правда появления «Благодатного огня»

Печать

Почти за месяц до православной Пасхи общество вновь втягивают в спор о природе Благодатного огня, что сходит в Великую субботу в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. На этот раз с подачи израильского телевидения ньюсмейкером стал представитель армянской патриархии Самуил Агоян, заявивший журналистам, что никакой мистики в этом событии нет: «патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады». Ситуацию нам прокомментировали Андрей Кураев и Всеволод Чаплин.

Вся правда появления "Благодатного огня"
Вся правда появления «Благодатного огня»

Споры о том, как и откуда появляется Благодатный огонь на Гробе Господнем, длятся веками. А в последнее десятилетие пик активного обсуждения случается как раз за несколько недель до Великой субботы.

И в этом, наверное, тоже нет ничего мистического. Всем хочется знать, зачем в Иерусалим в этот день съезжаются многие тысячи православных. Поскольку, в отличие от большинства церковных таинств и обрядов, чудо Схождения Благодатного Огня — весьма закрытое явление, в момент возникновения огня непосредственно у ложа Христова находится всего один человек, Патриарх Иерусалимский греческой православной церкви — сомнений и споров хватает.

Как человек, неоднократно присутствовавший в Храме в момент Схождения, могу сказать, что даже тем, кто стоит непосредственно у стен Кувуклии, не узреть того, что происходит внутри. Но обряд Схождения выверен веками и во многом связан именно с тем, чтобы опровергнуть все мысли о «человеческом происхождении» огня. Ведь во времена арабского и турецкого владычества от этого зависела сама жизнь православных священников. Именно тогда появилась традиция: Патриарха к Кувуклии сопровождала турецкая стража. Это сейчас она выполняет «декоративную функцию», а прежде стояла у дверей часовни с ятаганами наголо, наблюдая, чтобы внутрь не попал никакой источник огня.

Из века в век переходит и другая традиция: ключи от Кувуклии хранятся в мусульманской семье. Они затворяют дверь гробницы в канун Великой субботы, проверяя, чтобы там не было никаких «зажигательных» предметов. Во всяком случае, так было еще десятилетие назад. И уж точно, как и много веков до этого, перед тем, как Патриарх Иерусалимский зайдет в Кувуклию для молитвы о Схождении Огня, его разоблачают до исподнего на глазах тысяч и тысяч людей и обыскивают, проверяя, чтобы при нем не было ни спичек, ни зажигалок. Насколько тщательно, Бог знает. Но традиция соблюдается неуклонно.

смотреть фильмы онлайн

Дарим возможность бесплатного просмотра фильмов на КиноКом. СКАЧАЙТЕ APP Windows PC MAC OSx Linux При просмотре через приложение, платная подписка НЕ потребуется. Приятного просмотра!

Дальше Патриарх заходит в Кувуклию, которая состоит из двух «помещений»: придела Ангела и самой пещеры Гроба Господня, где находится ложе Христово. Туда его сопровождает представитель армянского Иерусалимского Патриархата. Армянский священник остается в приделе Ангела, к ложу допускается лишь Патриарх Иерусалимский греческой православной церкви.

Видит ли армянский священник, что происходит в другом помещении? Во всяком случае, лишь эти двое имеют представление о том, как появляется огонь… Отсюда и многочисленные версии, споры.

В последние годы много вопросов стало вызывать точное, как по часам, Схождение Огня. Прежде верующие часами молились в ожидании чуда. Сейчас же огонь возгорается минут через двадцать после того, как Патриарх заперся в Кувуклии.

Очередной виток споров вокруг Благодатного огня прокомментировали представители Русской Православной церкви:

Протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель московского храма Святого Феодора Студита у Никитских ворот: «Очевидно, что имела место некая провокация со стороны израильского телевидения. И в Израиле, и в Европе есть люди, которые хотели бы принизить христианство, подвергая сомнению то, что происходит в Великую субботу в Храме Гробя Господня. Но я и прежде слышал эту версию от людей, которые служили в Иерусалиме. Можно, конечно, всему этому верить или не верить. Однако, мне кажется, для христианских общин, которые имеют к этому отношение, в первую очередь, для Иерусалимского Патриархата, очень важно сказать правду, прямо ответив на вопрос: сходит ли огонь с неба или его зажигают от лампадки.

Я предвижу, что от ответа и на этот раз будут всячески уходить, отделываясь общими формулировками. Но люди, конечно, хотят определенности. Я убежден, что в прежние века огонь, действительно, сходил с неба. Если сейчас это чудо от нас отнято, то это особое Божие предупреждение: милость Божия отступает от мира, который сам отступает от Христа.

Может быть так, что благодатный огонь не сходит к тем, кто встроен в новый мировой порядок, но сходит к простой паломнице, которая молится в Храме Гроба Господня, или даже к людям, которые истово молятся где-нибудь в сельском храме. В этом случае, даже если огонь зажигается от спички, он по вере людей становится подобным благодатному. А те, кто прибегает к уловкам, если это действительно так, от Бога получают своё.

Рано или поздно кто-то заснимет происходящее в Кувуклии на видео или иным способом добьётся признаний. Тайное всегда становится явным, поэтому лучше для Церкви сказать правду. Молчание или туманные слова в таких случаях всегда вызывают лишь большие подозрения. Христос сказал в Евангелии: « Да будет слово ваше: да, да; нет, нет. А что сверх этого, то от лукавого».

Читайте также: Протоиерей РПЦ Всеволод Чаплин призвал к массовым убийствам.

Протодиакон Андрей Кураев, богослов: «Израильское телевидение не совсем компетентно в этих вопросах, и поэтому в репортаже перепутало священника, вмешавшегося в беседу, назвав его коптом, хотя это был православный грек. Именно представители этих двух христианских церквей входят в Гроб Господень за Благодатным огнем: Греческого Патриарха Иерусалимского сопровождает представитель армянского Иерусалимского Патриархата. Интервьюируемый армянин как раз и говорит, что он трижды выполнял эту миссию, присутствуя при этой церемонии. И, получается, что один из двух ее свидетелей отрицает самовозгорание свечей.

Надо сказать, что армянские священники не раз говорили о том, что

Армянская церковь не настаивает на чуде самовозгорания. С другой стороны, нынешний греческий патриарх Иерусалимский Феофил тоже никогда не говорил, что это чудо. Даже когда его прямо спрашивали об этом, он переводил разговор на другую тему: про свои ощущения, про благодать вообще. Но про самовозгорание он никогда не говорил. И только русские телевизионные комментаторы заходятся в экстазе, повествуя о том, что это именно самовозгорание.

Я бы обратил внимание вот на что: нет ни одной советской атеистической брошюрки с критикой этого православного верования. Хотя, казалось бы, тут есть о чем с точки зрения науки поговорить, советская пропаганда эту тему игнорировала.

Почему? Очевидно, потому, что эта тема отсутствовала в массовом церковном сознании. И в церковной апологетике дореволюционных лет эта тема отсутствовала. Ее упоминания встречаются в записках паломников. Но никогда огонь не презентовался как опора православной веры. И только когда открылся туристический бизнес в Израиле в 90-ые годы, вдруг оказалось, что эта самая важная часть православной веры. И это совпадение заставляет задуматься.

В целом же, я скажу: есть чудо крещенской воды. Но никто при этом не говорит, что вода сама конденсируется на стенках пустого бака. Есть чудо литургии. Но хлеб и вино для нее приносим мы, а не ангелы. Освящение воды, зерна, хлеба — это освящение того, что люди принесли. Также и освящение свечей и огня. Творение «Ex nihilo» — «из ничего» произошло лишь в начале времен. Потом и мы и Творец лишь создаем новые сочетания».

Читайте также: Андрей Кураев раскрыл «голубые» тайны РПЦ.


УКАЖИТЕ ВАШ EMAIL:

Оформите подписку на ежедневные новости от STMedia24.RU

e-Commerce Partners Network

Редакция: СТМ/24
0