Почему российские выпускники не могут найти работу

0

Печать

Наши ректоры любят похвастаться, что у их выпускников нет проблем с тем, чтобы найти себе работу. Даже самую первую. Однако, по оценкам некоторых специалистов, до 80% выпускников вузов испытывают колоссальные сложности с поисками своего первого рабочего места. Вузы хотят наконец понять, что скорректировать в процессе обучения, чтобы максимально удовлетворить работодателя продуктами своего педагогического труда.

Почему российские выпускники не могут найти работу

Почему российские выпускники не могут найти работу

Прискорбно, но факт: учащиеся и работодатели расходятся практически во всем. К примеру, самыми популярными у абитуриентов, по наблюдениям ректоров, до сих пор являются такие специальности высшего образования, как экономика, менеджмент, журналистика, социальные науки и строительные направления. Между тем самыми востребованными у работодателей являются профессионалы в сферах IT, энергетика, робототехника, металлообработка и инженерно-механическая. И так во всем, куда ни глянь.

Собственной жизнью, ничем не связанной с потребностями экономики, для которой они работают, сплошь и рядом живут и вузы. Их учебные курсы сухи и отстают от жизни на 10–20, а то и все 30 лет, а практическими навыками и компетенциями их студентов никто не занимается. Неудивительно, что, по некоторым оценкам, до 80 процентов выпускников вузов испытывают огромные сложности с поисками работы.

Между тем сегодняшний работодатель четко представляет себе, что такое успешный выпускник: «Это хорошее базовое образование; развитые soft-skills или такие качества, как лидерство, креативность, умение работать в команде; предпринимательское мышление; своевременное получение необходимых навыков; общее взаимодействие вуза с работодателем». Да и студент также начинает встраиваться в эту систему. На первом месте у него уже не деньги, как несколько лет назад, а возможность карьерного и личностного роста, причем не только на «настоящей» работе по окончании вуза, но и при подработках во время учебы.

— За последние пять лет предпочтения студентов при поисках работы изменились, — рассказал директор по развитию студенческого потенциала Высшей школы экономики Павел Здоровцев. — Если раньше они хотели в основном дополнительного материального обеспечения, то сейчас во время учебы в вузе они хотят получить опыт работы, потому что иначе потом не трудоустроишься на хорошее место. При этом на последних курсах они даже готовы работать бесплатно. Та же закономерность проявляется и при поиске работы после университета. На первом месте — 86% — интересная работа, открывающая возможность для самореализации. Ожидание больших зарплат ушло на второе место — 74%. Таким образом, рост и развитие для студента стали важнее стартовой зарплаты. Сегодня они выбирают не деньги, а возможности роста.

Все это ясно говорит о том, что и вузам пора переориентировать свою работу с неких умозрительных целей на вполне реальные. А какая из них важнее, чем востребованность выпускников работодателями!?

Среди возможных путей, рассказал ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров, такие новые для России направления деятельности вузов, как обучение студентов искусству самопрезентации и инновационному предпринимательству с погружением в инновационную среду; создание совместных базовых кафедр и учебных центров на предприятиях; организация студенческих практик на производствах, куда они потом пойдут работать. Главное же — «это связать весь процесс обучения с потребностями практики: в том числе приглашать преподавать в вузах сотрудников предприятий, а также связать все студенческие проекты с конкретными проблемами, интересующими конкретные предприятия. Другими словами, полное взаимодействие с реальными секторами экономики».

Впрочем, в сфере среднего профобразования этот принцип уже внедряется: недаром, на недавнем чемпионате мира по рабочим компетенциям в Абу-Даби российская сборная добыла 11 медалей, включая 6 золотых, плюс 21 медальон за профессионализм.

— Это был лишь наш третий чемпионат мирового уровня. Поэтому, пока мы на него собирались, мы рассчитывали взять хотя бы одну медаль, в дороге стали надеяться получить хотя бы одно «золото», а в итоге получили победу в общекомандном зачете! Это такое большое достижение, что мы до сих пор еще осмысляем его! — поделился с «МК» гендиректор Союза WorldSkills-Россия Роберт Уразов. — Но модернизация нашей системы СПО уже идет! В этом году демонстрационный экзамен практически на уровне WorldSkills прошли 14 тыс. ребят. При этом главное — поменять не только технологии и стандарты, но устойчивые тенденции нашей системы СПО, складывавшиеся десятилетиями. В том числе среди преподавателей и менеджмента колледжей и у всего общества в целом!


УКАЖИТЕ ВАШ EMAIL:

Оформите подписку на ежедневные новости от STMedia24.RU

e-Commerce Partners Network

Подключение к яндекс такси

смотреть фильмы онлайн

0

Что еще почитать: